Размышления о моей профессии
  Каждому учителю особенно важно понимать, что у каждого есть определенные убеждения, и то, каковы они, существенным образом сказывается на его работе.
Попытка осознать свои ценности, а также понять, почему они оказались именно такими, заставляет поставить перед собой вопросы о ключевых идеях, главных направляющих жизни и деятельности. Наши размышления, самопогружение в мир идей и ценностей помогают обрести и сохранить необходимую для работы внутреннюю готовность к осмысленному действию. Ведь именно в процессе обдумывания и сопоставления различных концепций происходит становление меня, как учителя, моя общая подготовка к решению конкретных проблем.
На мой взгляд, изучение философии образования имеет для нас, учителей, огромное значение. Философия образования рассматривает, как происходит умственное и нравственное развитие человека в культурной среде. И как может содействовать этому процессу система образования. Она рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование само по себе, каким образом оно происходит, каковы природа и источники ценностей образования, каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса.
В междисциплинарном контексте философии образования рассматриваются важнейшие разделы. Такие как: контекст, среда, развитие, поведение и психика, целостность личности, культура и образование, общение и образование, понимание в образовании, сознательное и бессознательное в творчестве.
Онтология образования, ключевые идеи образования, аксиология образования, логика образования, методология образования, этика образования являются ключевыми понятиями философии образования.
Понимая, что настолько глобальные вопросы и проблемы в данном эссе все рассмотреть не удастся, я попытаюсь проанализировать свою деятельность, изложить свои некоторые мысли в данном эссе в аспекте философии образования.
В современном обыденном словоупотреблении личность- это «человеческое» Я. В философии под личностью понимается одновременно и устойчивая система черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, и сам индивидуальный носитель данных черт. Ведь философия признает личность носительницей воли, свободного выбора и ответственности.
Являемся ли мы все личностью? Я в данном эссе попытаюсь в этом разобраться. Оказывается, современные философия и психология склонны видеть в личности не данность, а поиск, нечто сотворенное, но творящее, активное начало, использующее в процессе самоиздания весь материал культуры: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития в качестве спелого плода жизненных совершений, направленных на эту цель. Чтобы достичь уровня личности требуется вся человеческая жизнь. Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, которая развивается в течении всей нашей жизни. И именно здесь огромную роль играет роль учителя. Именно от нас, учителей, зависит, какую личность мы воспитаем, что вложим в их сердца и души, какого человека мы выпустим в мир. Каждая учебная дисциплина работает над выработкой определенных компетенций. Таким образом, получится, что выпускник, выйдя в социум, должен будет обладать важнейшими компетенциями. Так, например, МО РЯЛ работает по теме: Совершенствование современного урока и внедрение информационных технологий в обучение РЯЛ. В работе МО РЯЛ мы наметили основные важнейшие компетенции, которыми должен обладать ученик. Под коммуникативной компетенцией обозначили способность ученика общению во всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности. Под языковой компетенцией нами обозначено умение строить грамматически правильные и осмысленные высказывания. Предметная компетенция отвечает за содержание высказывания, содержит знания о том фрагменте мира, который выступает предметом речи.
Конечно, мой опыт не претендует на оригинальность, он просто является отражением будничных, но, на мой взгляд, чрезвычайно важных усилий. Каждый учитель работает над этими компетенциями изо дня в день, из урока в урок, совершенствует ребенка, обогащая его духовный мир, осторожно направляя его на путь определения своих жизненных ценностей и целей. В этом плане огромную роль играют, без сомнения, уроки литературы .Именно уроки литературы-уроки нравственности с учетом целей воспитания, могут содействовать воспитанию сердца, духа и ума. Именно уроки литературы способствуют становлению жизненных позиций и ценностей, учат жить по совести. А что такое жить по совести? Жить по совести - приближение к правде, а у правды есть свойство волновать, возвышать, доставлять счастье. Как-то, учась еще в школе, учитель спросил меня: «Что такое счастье?» Я думала, рассуждала… А его ответ был прост: « Счастье состоит из двух простых слов: сейчас есть..» С тех пор я каждый раз задаю себе вопрос: что назвать счастьем, ведь это понятие относительное, для всех оно разное. Порой, когда невыносимо больно, муж говорит мне: «Ну что ты страдаешь? Ведь у тебя есть я, дочка. Мы все здоровы, обуты, сыты» Только тогда все становится на свои места. Так же и с детьми. К ним, к их проблемам надо подходить чутко, обдуманно. Ведь от того, кто с ними рядом будет в трудный момент принятия решения, выбора своих ценностей, кто и что скажет, посоветует ему - от этого и будет зависеть, какого человека мы воспитали. Так же осторожно надо быть и с литературой, которую преподаем детям. Важно, изучая программное произведение, дать правильное толкование сюжетных перипетий. Важно также грамотное истолкование авторского замысла, так, к примеру, изучая «Евгения Онегина», важно вместе с детьми придти к выводу, что образ Евгения Онегина – образ не жестокий и циничный. Здесь необходимо подчеркнуть, что героя, после дуэли, мы видим спустя некоторое время. А что он делал? Где он был? О чем рассуждал? И главное, - какого героя нам представил А. С. Пушкин в финале.. Все эти вопросы, тонкости литературного учения имеют воспитательное значение. Средствами литературы мы учим жить. Но есть опасность того, что, выйдя в мир, может произойти несовпадение обстоятельств и взглядов. Ведь образ воспитания порой может расходиться с образом жизни. Вырастает молодой человек, которому предстоит выбирать профессию (а теперь все говорят о престижности той или иной профессии), ему надо создавать семью
( а вокруг говорят о карьерном росте), выбирать образ жизни ( а соблазнов и ложных путей очень много).Ему надо сделать сложный выбор, ( а мы учили его жить по велению сердца), и так ему хочется не ошибиться… Это такие тонкости жизни. Вот и получается - воспитать надо так, чтобы ребенок, правильно воспитываясь, став личностью, имел свой строго определенный внутренний мир, представления о жизни, внутренний стержень, который не даст ему сломиться в этом порой жестоком мире. Ведь сейчас наступает новое сознание смысла жизни человека, его целей, идеалов, ценностей, мечты и надежды.
Сейчас даже появилось понятие как « личность безопасного типа». Это понятие выведено из следующих соображений: Россия нуждается в новой концепции национальной безопасности, построенной на интеллекте, духовности. Безопасность - духовное состояние человека. Ведь главной причиной социальных катаклизмов, террора остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный тип сознания большинства людей. Есть исключительно интересные исследования иркутского профессора – филолога Ирины Плехановой. Она считает, что сибирская литература создала образ человека как меры природы, имеющего волю к творчеству, живущего в гармонии со средой обитания, природной и социальной. Этот образ основан на культурных ценностях местного населения, для которого природа выступает нравственным мерилом. Пример, Дерсу Узала- природный гуманист. Классической манифестацией антропоцентризма можно считать философию идеолога фашизма Ницше «По ту сторону добра и зла»: «мы должны откинуть всякие мечты о гуманности: истина жестока. Каста людей знатных всегда была кастою варваров». Вот тут есть опасность наступления духовного кризиса. Именно здесь большое значение имеет воспитание личности безопасного типа – личности, осознающего самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, сохранением и развитием жизни, проявляющий заботу о здоровье, безопасности людей.
Проблема сейчас заключается в подготовке и переподготовке кадров. Ведь жизнь настоятельно диктует форсирование. Созидание личности безопасного типа становится социальным гражданским заказом образованию. « По Винокуровой У. А. «Личность безопасного типа» в журнале «Народное образование Якутии»
Так как же сделать так, чтобы ребенок вбирал от полученных знаний пользу, нравственные ценности. Я считаю так: надо ребенка сделать твоим сотрудником, увидеть в нем равного, ни в коем случае не допускать авторитарного давления. Ведь даже известный английский философ - педагог Джон Локк писал: «Упрямство и упорное неповиновение должны подавляться силой: ибо против них нет другого лекарства» Скажу, конечно, есть случаи, где необходимо упорство со стороны родителей и учителей, но, если мы хотим, чтобы дети уважали нас, признавали наш метод работы, придется поменять отношение к ученикам. И прежде всего, надо будет, увидеть в детях - личность.
Можно в пользу моего рассуждения привести простой пример из жизни моего класса. Мои ребятам по истории и по математике назначили двух учителей «сильной старой закалки». Дети постоянно жаловались, на то, что учителя очень строги, требовательны. В классе во время уроков была полнейшая тишина и порядок. К концу учебного года, на классном часе, где мы подводили итоги, на мой вопрос, как обстоят дела с учителями математики и истории. Они ответили следующее… Учителя математики дети так и не поняли, не приняли.. Учителя истории дети приняли, поняли его требования, и, несмотря на его строгость, полюбили этого учителя и относились к нему с большим уважением. В чем же дело? Ответ дали сами дети:. “N.N. –учитель строгий, но справедливый, он, если и ругается, то за дело. А R. R. просто может нас оскорбить как личность» Этот яркий пример свидетельствует о том, что авторитетное проявление педагога (злоупотребление силой, влиянием) негативно влияет на взаимоотношение между детьми, учителем и их родителем. А ведь именно родители, являясь социальными заказчиками, возлагая на общеобразовательное заведение большие надежды, вправе выбирать не только учреждение, но и учителя, который будет давать эти знания. Это уже веление времени. Со вступлением КПМО этот вопрос становится наиболее актуальным. Ведь рядовым учителям, исходя из НСОТа, заработная плата начисляется по количеству учащихся. Здесь огромное значение имеет и общее количество учащихся по школе. Вот и получается, что школа, коллектив должен сейчас работать над повышением престижа школы, повышением качества образования.
Учителя должны работать над самообразованием и развитием, ведь родитель, в конечном счете, должен выбрать именно наше учебное заведение.
В заключении хочу сказать, что главным условием правильного воспитания является подлинно научное, авторитетное педагогическое руководство, способное преодолевать воспитательные трудности, могу смело сказать – учителю необходимо самосовершенствоваться, учиться новому, находиться в постоянном поиске. Вот тут – то и подтверждается один из ключевых моментов философии образования - идея о непрерывности образования.

Сайт управляется системой uCoz